Природа болезни .
- Природа болезни.
- Традиционная медицина и учение рационалистов.
- Холистическая медицина и эмпирическое учение.
- Острые заболевание в сравнении с хроническим заболеванием .
- Болезнь как индивидуальное явление.
- Симптомы - не болезнь, а ее проявления .
- Симптомы, в сущности, процесс исцеления.
- Что же такое болезнь?
- Ваш здоровый питомец.
Холистическая медицина и эмпирическое учение.
В 1985 г. я приступил к изучению методов холистической
медицины, надеясь на их действенность. Вначале я изучал
акупунктуру - метод вызывал доверие и был мне знаком. Под
влиянием традиционной китайской медицины - основы метода
акупунктуры - у меня сформировался совершенно новый
взгляд на возникновение и развитие болезни. Для китайской
традиционной медицины, история которой насчитывает тысячелетия, характерно эмпирическое понимание болезни и здоровья (эмпирические системы основаны на наблюдении за пациентами и практическом применении полученных данных.
Наблюдение первично, а теория вторична - в отличие от рационалистического подхода, где теория занимает первое место).
Традиционным элементом китайской культуры является
чувство огромного уважения к своим предкам. Именно поэтому
китайские врачи никогда не рассматривали вскрытие умерших
как метод познания болезни, в отличие от рационалистов Старого Света, которые изучали патологию конкретного организма при помощи метода аутопсии. Основой китайской медицины всегда было наблюдение за живыми организмами. Вполне
естественно китайские ученые пришли к выводу, что движущей силой жизни и здоровья является некая нематериальная
субстанция. (Философский вопрос известного ветеринара А Пед
Shoen: «Так что же отличает живое от неживого?») На изучении этой нематериальной субстанции, названной жизненной
силой Ци, китайские ученые и сосредоточили свое внимание.
Концепция Ци является сущностью китайской медицины. Энергия Ци определяет жизнь, хотя ее
нельзя измерить, взять в руки, выразить количественно или выделить в чистом виде. Эта невидимая
сила проявляется только через свое воздействие на
организм и распознается опосредованно через то, что
она приводит в движение, производит и предохраняет... Ци порождает движение и тепло... Проявления
жизненной силы неотделимы от самой жизни.
Жизнь наполняет тело до тех пор, пока бьется сердце
и дыхание теплое... когда сердцебиение прекращается и тело становится холодным, жизненная сила покидает тело1.
Понятие «здоровье» не является чисто материальной категорией. Вернее, здоровье существует только тогда, когда в
организме сохраняется равновесие (баланс) жизненной силы,
равномерно «протекающей» по всему организму.
Мои Учителя даже высказывали мысль, что на результат
лечения оказывают влияние наши намерения, наше состояние
духа. Замечательная и весьма здравая идея! Не имея добрых
намерений, врач может принести больше вреда, чем пользы,
даже если использует правильные методы лечения. По мере
изучения китайской медицины я постепенно начал осознавать, что вокруг нас не только материальный, рациональный
мир - есть нечто большее, что мы не можем постичь, что лежит
за пределами наших знаний, но что, однако, является наиболее существенным и важным для понимания как картины мира
в целом, так и процесса излечения в частности .
Основные положения эмпирического учения (т. е. китайской
традиционной медицины и гомеопатии) во многом диаметрально противоположны основным положениям учения рационалистического. Эмпирическая медицина исходит из предположения, что полностью постичь причины болезни невозможно
(например, причины возникновения злокачественных опухолей), и подобные попытки заранее обречены на неудачу - следовательно, лечение, в основе которого лежит некая гипотетическая причина, также будет неэффективным. Для эмпирической медицины существенным и несомненным является лишь
то, что можно увидеть и подтвердить наблюдениями. Путем
наблюдений за пациентами можно выявить также и условия,
которые способствуют возникновению болезни, например
стрессовые ситуации, пребывание на сквозняке и т. д.
Напротив, многое в рационалистической медицине основано не на данных наблюдений, а на теоретических размышлениях - свидетельством тому является постоянное изменение ее
концепций и принципов лечения. Регулярно появляются и так
же регулярно исчезают «новейшие и эффективные» лекарства
и «новейшие и эффективные» методы лечения, оставляя за собой тысячи пациентов, здоровью которых нанесен непоправимый вред. В то же время основные концепции и принципы эмпирической медицины, как гомеопатии, так и традиционной
китайской медицины, остаются неизменными вот уже в течение сотен лет.
О гомеопатическом методе лечения я впервые услышал примерно тогда, когда занялся акупунктурой. Вначале гомеопатия показалась мне запутанной и оторванной от жизни наукой, тем не менее принципы гомеопатии так заинтересовали
меня, что я начал изучать ее всерьез. Полученные знания коренным образом изменили мое представление о сущности болезни и - что более важно - о сущности здоровья.
К этому моменту в моей жизни наметилось глубокое расхождение между теоретическими представлениями о природе болезней, о которых нам говорили в институте, и практическим
опытом лечения пациентов. Теория и практика существовали
отдельно, вне связи друг с другом. Знания по китайской медицине и гомеопатии внесли долгожданную ясность во многие
вопросы, поскольку эти знания, опираясь на наблюдения за
живыми существами, имели эмпирический, а не рационалистический характер. (Я использую слово «рационалистический» в применении к традиционной медицине. Однако это не
означает, что холистическая медицина менее логична и рациональна. Фактически гомеопатия как система взглядов намного логичнее аллопатии.)
На начальном этапе обучения гомеопатии на восприятие новых для меня принципов и положений постоянно оказывали
влияние традиционные аллопатические взгляды. Вспоминаю,
как я однажды спросил одного из моих более опытных коллег о
том, какое же гомеопатическое средство следует применять
при вирусной кошачьей лейкемии. Коллега ответил вопросом
на вопрос: «А какие симптомы заболевания у этой кошки?».
Его ответ меня сильно озадачил - мне показалось, что я достаточно четко назвал заболевание. Мне стало понятно, что я допустил какую-то оплошность. Намного позже я осознал, что
название болезни - это всего лишь ярлык, ничего не говорящий о ее сущности. Имеет значение то, как болезнь проявляется у данного конкретного живого существа. И если раньше
меня учили диагностировать и лечить болезни, то сейчас я
учился анализировать симптомы и лечить конкретных пациентов с проявленими болезни. На первый взгляд кажется, что
между этими понятиями чисто семантическая разница, однако
на самом деле между ними огромная дистанция.
Это утверждение четко отражает различие в рационалистическом и эмпирическом подходе к лечению. Если внимание
традиционной медицины сосредоточено на болезни, то внимание холистической медицины, в том числе гомеопатии, сосредоточено на пациенте с проявлениями болезни, причем симптомы болезни отражают не столько болезнь, сколько предрасположенность к ней.
В отличие от традиционной медицины эмпирическая медицина утверждает, что различные проявления болезни в организме связаны между собой, несмотря на различие симптомов в
каждом конкретном случае. Следовательно, человек, который
перенес цистит, а спустя год - пневмонию, болел не двумя различными болезнями, а скорее всего это были проявления одной
и той же хронической болезни (см. далее). Не бывает живых
существ с одинаковыми болезнями, как не бывает одинаковых
снежинок, хотя на первый взгляд между ними огромное сходство. Это представление можно применить к хроническим болезням, преобладающим в наше время. Острые заболевания,
однако, в некотором роде являются исключением. top
|